Биография. Выдающегося математика Амалия Эмми Нётер (23 марта 1882 г.-14 апреля 1935 г.)родилась в Эрлангене, Германия, в еврейской семье. Её родители, математик Макс Нётер и Ида Амалия Кауфман, происходили из состоятельных купеческих семейств. В дальнейшем Эмми Нётер отошла от веры отцов и стала христианкой - протестанткой.

Первоначально Нётер добилась разрешения посещать лекции в Эрлангенском университете, где работал её отец, вольнослушательницей (1900), а с 1904, когда разрешили женское обучение, она была зачислена официально.

В университете лекции по математике привлекали Эмми больше, чем любые другие. Она стала ученицей математика Пауля Гордана, под руководством которого защитила в 1907 диссертацию по теории инвариантов.

Уже в 1915 Нётер внесла вклад в разработку Общей теории относительности.

В 1916 Нётер переехала в Гёттинген, где знаменитые математики Давид Гильберт и Феликс Клейн продолжали работы по теории относительности, и знания Нётер в области теории инвариантов были им нужны.

Гильберт пытался сделать Нётер приват-доцентом Гёттингенского университета, но все его попытки провалились из-за предрассудков профессуры.

Нётер, не занимая никакой должности, часто читала лекции за Гильберта. Лишь по окончании Первой мировой войны она смогла стать приват-доцентом в 1919.

Самый плодотворный период научной деятельности Нётер начинается около 1920, когда она создаёт целое новое направление в абстрактной алгебре.

С 1922 она работает профессором Гёттингенского университета, возглавляет авторитетную и быстро растущую научную школу. В числе её преданных друзей были учёные с мировым именем: Давид Гильберт, Герман Вейль, Эдмунд Ландау, нидерландский математик Л. Брауэр, советские математики П. С. Александров, П. С. Урысон и многие другие.

На протяжении 10 лет жизни она сотрудничала с математиками СССР; в 1928—1929 учебном году она приезжала в СССР и читала лекции в Московском университете.

В 1932 Нётер, совместно со своим учеником Эмилем Артином, получает премию Аккермана-Тёбнера за достижения в математике. После прихода нацистов к власти в 1933 Нётер, как еврейке, пришлось эмигрировать в США, где она стала преподавателем женского колледжа в Брин-Море (Пенсильвания) и приглашённым преподавателем Института перспективных исследований в Принстоне.

В основном труды Нётер относятся к алгебре, где они способствовали созданию нового направления, известного под названием общей алгебры.

В эту область Нётер внесла решающий вклад (наряду с Эмилем Артином и Б. Л. ван дер Варденом). Термины «нётерово кольцо», «нётеров модуль», теоремы о нормализации и теорема Ласкера-Нётер о разложении идеала теперь являются основополагающими.

Большое влияние оказала Нётер на алгебризацию топологии.

Большой вклад внесла Нётер в математическую физику, где её именем называется фундаментальная теорема теоретической физики (опубликована в 1918), связывающая законы сохранения с симметриями системы.

Особенно важное значение имеет теорема Нётер в квантовой теории поля, где законы сохранения, вытекающие из существования определённой группы симметрии, обычно являются главным источником информации о свойствах исследуемых объектов.

Идеи и научные взгляды Нётер оказали огромное влияние на многих учёных, математиков и физиков.

Она воспитала ряд учеников, которые стали учёными мирового класса и продолжили открытые Нётер новые направления.

Эмми Нётер умерла 14 апреля 1935 в городе Брин-Мор, Пенсильвания, США. Её тело было кремировано, а прах похоронили во дворе библиотеки в городе Брин-Мор. А. Эйнштейн в заметке на её смерть отнёс Нётер к величайшим творческим гениям математики.

АНОНС

05.2020 г. Состоится в сероссийский вебинар из модуля геометрии на тему «Формирование исследовательских умений при решении сложных геометрических задач.

Подробнее...

04.2020 г. Состоится всероссийский вебинар из модуля геометрии на тему «Методические особенности обучения решению геометрических задач повышенного уровня сложности.

Подробнее...

24.03.2020 г. Состоится всероссийский вебинар из модуля геометрии на тему «Методика обучения решению задач повышенного уровня сложности на уроках геометрии в основной школе.

Подробнее...

ПОИСК